Кондуктивная педагогика – это новая система помощи детям с церебральным параличом (ДЦП) и реабилитации лиц с нарушениями двигательных функций.
Она разработана в г. Будапеште (Венгрия) выдающимся венгерским врачом и педагогом Андрашем Петё.
Его идею можно выразить следующим образом: возможности мозга огромны, они используются далеко не полностью. Значит, функции пораженных клеток могут выполнить другие здоровые. Эти клетки надо «научить».
Несмотря на поражение, нервная система располагает такими резервами, а также способностью к построению новых связующих элементов, которые с помощью соответствующего ведения обучающего процесса рано или поздно будут приведены в действие.
Метод кондуктивной педагогики сформировался на основе двигательной терапии, построен на единстве методов ортомоторной реабилитации (восстановление «правильных движений») и включает в себя обучение движениям, навыкам самообслуживания, трудовым навыкам, развитие речи, а так же развитие интеллекта.
Основной упор делается не только на исправление нарушенной функции, но и на поиск компенсаторных возможностей человека, на развитие личности. И достигается это путем осуществления хорошо согласованных, структурных многолетних педагогических программ.
Занятия проводит кондуктолог – специалист, владеющий знаниями в области педагогики, медицины, психологии, дефектологии, логопедии и лечебной физкультуры.
Основными направлениями его деятельности являются:
- Организация и проведение курса реабилитации детей, страдающих ДЦП;
- Оказание помощи в получении дошкольной и школьной подготовки детей-инвалидов с тяжелыми нарушениями развития;
- Психолого-педагогическая и медико-социальная помощь детям, родителям и педагогам в виде индивидуальных консультаций, индивидуальной и групповой коррекционно-развивающей работы.
Главная задача специалиста - кондуктолога — предоставить ученику необходимые условия для возможности активного самостоятельного планирования и проделывания каких-либо действий и выявления их смысла.
Ведь если под обучением действиям или движениям подразумевается то, что движения просто часто повторяются, то увидим, что движение остается для обучаемого неизведанным.
Всякое движение должно быть оправдано целью, тогда оно наиболее верным способом будет выполнено, появятся смысл и стимул. Поэтому ребенку необходимо понимать, о чем идет речь, когда идет процесс обучения.
Например: чтобы ребенок смог самостоятельно почесать нос, ему необходимо совершить ряд последовательных действий — поднять руку, согнуть в локте, развернуть ладонь к лицу, поднести палец к носу, убрать руку. При поражении ЦНС эта цепочка как бы обрывается, и чтобы все-таки дотянуться до носа и его почесать, необходимо выстроить ее заново.
На основе концепций метода разработана так называемая сквозная программа, четыре этапа которой – от знакомства до выпуска - проходит каждый ребенок.
На начальном этапе кондуктологи знакомятся с ребенком и его семьей и составляют подробный анамнез. Основное значение придается семейным условиям и фактором взаимодействия со средой. Сотрудничество родителей с ребенком, их участие в кондуктивном развитии рассматривается как ключевой момент программы.
Родители должны активно участвовать в развитии ребенка, а не поддерживать его пассивность.
На втором этапе обучения происходит мобилизация интересов и воли ребенка, для чего используется множество разнообразных приемов и техник.
В течение нескольких часов в течение дня во всех видах деятельности ребенок решает большое количество задач поставленных специалистами. Обучение проводится определенными блоками, в которых чередуются физические упражнения и педагогические занятия.
В ходе занятия кондуктологи не подгоняют ребенка при выполнении той или иной задачи, а наоборот, побуждают его к самостоятельным действиям, развитию инициативы. При этом происходит постоянное проговаривание действий.
Все упражнения проводятся в группах, распределенных в зависимости от уровня развития детей.
Третий этап – углубление. Кондуктолог готовит ребенка к новой жизненной ситуации, предлагая ему специальный набор учебных заданий. Они помогут ребенку использовать в полном объеме полученные знания, адаптироваться к изменившемуся окружению, предстоящей интеграции.
На четвертом этапе проводится заключительное обследование с учетом начального статуса ребенка и достигнутых им успехов.
Специалисты-кондуктологи отмечают, что чем раньше будет начата коррекция, тем более успешными окажутся результаты.