Лечение и коррекция аутизма – процесс, требующий индивидуального подхода к каждому ребенку в зависимости от выраженности его симптомов, а также от наличия каких-либо сопутствующих аутизму нарушений и других расстройств. Подробнее о симптомах аутизма в поведении можно прочитать в статье ПРОЯВЛЕНИЯ СИМПТОМОВ РАССТРОЙСТВ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА.
Некоторые дети с аутизмом нуждаются в очень интенсивной помощи для того чтобы приобрести основные навыки социального поведения, научиться говорить.
Многие дети при этом могут самостоятельно обучаться сложным умениям и больше нуждаются в поддержке с учетом их особенностей восприятия и мышления в школе и дома, нежели в интенсивной терапии.
В некоторых ситуациях специалисты могут назначать лекарства, действие которых направлено на снижение выраженности проблем поведения, например, гиперактивность или раздражительность, могут также применяться лекарства, влияющие на сон, работу желудочно-кишечного тракта, неврологические нарушения, встречающиеся при расстройствах аутистического спектра. Однако до сих пор не существует лекарств, прямо влияющих именно на симптомы аутизма.
Наиболее эффективным методом коррекции аутистических расстройств считается поведенческая терапия – процесс систематического и последовательного обучения с использованием подсказок и поощрения желаемого поведения.
Программы развития детей с аутизмом, основанные на поведенческой терапии, особенно при условии рано поставленного диагноза и рано начатой помощи, помогают ребенку стать более самостоятельным, способным к социально приемлемому и соответствующему возрасту поведению, значительно улучшают прогноз его развития и социализации.
Самыми популярными программами в мире являются программа ABA и Floor Time (игровое время). ABA включает множество других программ, которые направлены на поэтапное осваивание мира. Вторая программа использует интересы ребенка для установления с ним контакта. Применение этих программ подразумевает тщательный мониторинг продвижения ребенка и приобретения им навыков.
В помощи детям с аутизмом могут принимать участие специалисты, занимающиеся развитием речи, академических навыков, психологи, нейропсихологи и многие другие специалисты при условии достаточной подготовки и опыта работы в области аутизма. В целом лечение и коррекция аутизма является многогранным и направляется на те области развития, которые страдают.
В коррекционную программу включается работа над всеми видами навыков:
- коммуникативные (жесты и просьбы),
- речевые (понимание инструкций, различение предметов и понятий),
- имитация (моторная и словесная),
- моторика (мелкая и крупная),
- навыки самостоятельности и самопомощи (отучение от подгузников, использование столовых приборов, одевание и раздевание, чистка зубов, самостоятельное засыпание и отучение от соски и бутылочки, и т.д.),
- игровая деятельность,
- ведется работа над коррекцией нежелательного поведения (агрессией, ауто-агрессией, ауто-стимуляциями).
Программа коррекции разрабатывается специалистами, но чаще применяется родителями ребенка, которые являются основными посредниками обучения, и благодаря действиям которых ребенок не только быстрее приобретает навыки, но и более успешно обобщает данные навыки в естественной среде.
Чем раньше было предпринято обращение к специалисту, тем эффективнее будет лечение.
Рано начатое обучение, индивидуальный подход к лечению, интенсивная терапия, участие всех членов семьи в обучении приводят к заметным улучшениям в развитии большинства детей с аутизмом.