В современном мире резко возросло число детей, имеющих целый комплекс нарушений определенных функций головного мозга, который появляется в результате его повреждения в самом раннем возрасте.
Появление нарушений обусловлено многими факторами, основным из которых считается гипоксия плода в утробе матери или в процессе неправильного ведения родов.
В результате, у ребенка в возрасте до одного года наблюдается неправильное распределение мышечного тонуса, и, как следствие - возникновение патологической двигательной реакции.
В последствие могут проявляться и дефекты внимания, мышления, речи.
Нарушения определенных функций головного мозга вполне поддаются коррекции, причем, чем раньше оно начато, тем меньше придется приложить усилий и времени для достижения максимального эффекта.
Основные направления коррекционной работы в отношении детей в возрасте до одного года:
1.Устранение отклонений мышечного тонуса у новорождённых, таких как гипертонус, гипотонус, дистония.
Для физического и психологического развития младенец должен обладать адекватным мышечным тонусом. Нормальный тонус мышц у новорождённых — это слегка согнутые и прижатые к корпусу ручки и ножки, а также отклонённая назад головка. Дело в том, что повышенный тонус, который сохраняется у ребёнка до 3–4 месяцев, выше в мышцах-сгибателях.
Особенно ярко это выражается в положении ножек – они постоянно разведены в стороны и полусогнуты. При попытке разогнуть их, мышцы оказывают ощутимое сопротивление. Обычно к полугодовалому возрасту гипертонус исчезает. А к 1,5–2 годам тонус ребёнка становится таким же, как и у взрослого.
Отклонением от нормы считается расслабленность мышц (гипотонус), повышенное напряжение (гипертонус) - сохраняемое даже во сне, и дистония мышц – неравномерный тонус. Каждое из этих состояний выражается по-своему, но все они приносят младенцу дискомфорт и требуют своевременной коррекции.
2. Коррекция задержки моторного развития.
Задержка моторного развития или задержка развития двигательных функций опорно-двигательной системы малыша - это индивидуальная особенность, при которой ребенок не осваивает необходимых навыков, либо приобретение их происходит с серьезным отставанием во времени.
В статье Правильно ли развивается наш ребенок? приведены ориентировочные признаки задержки развития двигательных функций в соответствии с возрастом ребенка. Как правило, незначительное отклонение в сроках не означает, что имеется какое-либо серьезное нарушение и речь идет об индивидуальных особенностях. Однако игнорировать такой сигнал не следует, ведь если присутствуют именно нарушения развития, то ребенок нуждается в своевременной ранней коррекции.
3. Коррекция нарушений когнитивного развития.
Когнитивное развитие подразумевает как сложные виды деятельности головного мозга - память, восприятие, мышление, речь, так и физическое, психическое и эмоциональное взаимодействие человека с окружающим миром, людьми и с самим собой.
Изучая окружающую обстановку и экспериментируя с вещами, дети познают окружающий мир: они узнают свойства и возможности различных предметов и материалов и понимают, каким образом могут сами влиять на окружающее.
Когнитивные методы коррекции предполагают правильное формирование тех или иных психических функций, в частности, внимания, мышления, речи, мелкой моторики и эмоциональной сферы. Последовательная работа по развитию слухового внимания, развитию артикуляционной и мелкой моторики у детей, уточнению артикуляции и произношения звуков создает благоприятные условия для нормального и своевременного развития. В результате систематических занятий у детей увеличивается объем памяти, развивается внимание, формируются графические навыки, повышаются творческие и коммуникативные способности.