Нейроразвиваюий метод (Neuro Developmental Treatment, NDT) оказал существенное влияние на общее развитие принципов реабилитации детей с органической патологией нервной системы в XX веке.

 

Сегодня это одна из базовых концепций современной междисциплинарной реабилитологии и известна по фамилии основателей – Карела и Берты Бобат.

 

В наше время метод Бобат признан как один из наиболее эффективных подходов к коррекционно-реабилитационной работе с детьми, которые имеют органическое поражение, пороки развития ЦНС или неврологические последствия других заболеваний.

Концепция Бобат опирается на представления о генетически детерминированном развитии нервной системы и врожденном поведении.

 

Генетическая программа дозревания ЦНС является программой развития здорового ребенка.

 

При рождении ребенок наделен начальными рефлексами и неосознанными формами поведении (спонтанные движения конечностями, туловищем, сосание, поисковые рефлексы), которые помогают ему контактировать с внешней средой и получать из нее информацию.

 

Врожденное рефлекторное поведение существует до трехмесячного возраста. С 3-го месяца жизни поведение ребенка начинает регулировать вся полученная к этому времени сенсорная информация, формируется первый опыт.

 

Главным условием развития является непрерывное поступление зрительных, слуховых, тактильных, проприоцентивных, вестибулярных стимулов, которые должны быть правильно обработаны соответствующими анализаторами и использованы головным мозгом для упорядочения моторных реакций.

 

При наличии повреждений в любой из функциональных систем (сенсорной, моторной, когнитивной) мозг начинает получать искаженную информацию, которая не совпадает с генетической программой развития, вследствие чего не создаются условия для физиологического развития ЦНС.

 

Возникают приспособительные реакции, большинство из которых являются патологическими, поскольку тормозят развитие поврежденных функциональных систем, закрепляют неадекватные стереотипы поведения, приводят к вторичным осложнениям со стороны опорно-двигательного аппарата – атрофиям, конктрактурам, деформациям.

 

Суть метода Бобат состоит в использовании специальных стимулов и влияний (зрительных, слуховых, тактильных, положения тела в пространстве и относительно предметов), которые включают в работу пораженные структуры ЦНС, корригируют их взаимодействие с другими функциональными системами и угнетают патологические двигательные и позные стереотипы.

 

Обязательное условие – применение стимулов в определенной последовательности, которая должна совпадать с периодами физиологического развития ЦНС и моторных навыков ребенка: удержание головы, переворачивание, сидение, ползание, стояние, ходьба.

 

Другими словами, необходимо повторить природные этапы развития в реабилитационном процессе.

Начинать использовать метод Бобат можно в любом возрасте.

 

Элементы Бобат применяются как при минимальных нарушениях, так и при грубых, инвалидирующих патологических изменениях.

 

Концепция Бобат может быть задействована на всех этапах оказания помощи детям с органической патологией нервной системы, в идеале, начиная с отделений патологии новорожденных.

 

Родители остаются главными действующими лицами процесса коррекционно-реабилитационной и социальной адаптации особого ребенка.

 

Метод Бобат – это скорее образ жизни, чем конкретные лечебные влияния определенной интенсивности и в определенное время, как, например, массаж или лечебная физкультура.