На сегодняшний день, одним из наиболее эффективных способов помочь ребенку с расстройствами аутистического спектра, адаптироваться к окружающей среде и принять в жизни общества наиболее полноценное участие является ABA-терапия.
На сегодняшний день, одним из наиболее эффективных способов помочь ребенку с расстройствами аутистического спектра, адаптироваться к окружающей среде и принять в жизни общества наиболее полноценное участие является ABA-терапия.
Аббревиатура АВА расшифровывается как Applied Behavior Analysis и переводится на русский язык как Прикладной Анализ Поведения. Эта наука включает в себя общие «законы» о том, как работает поведение и как происходит обучение. АВА-терапия применяет эти законы к поведенческим методам обучения таким образом, чтобы увеличить уровень желаемого поведения и уменьшить уровень опасного или проблемного, которое может мешать обучению и эффективному социальному взаимодействию. Также ABA терапия используется для улучшения речевых и коммуникативных навыков, бытовых навыков, внимания, памяти и академических навыков.
В начале применения АВА терапии, проводится тестирование начальных навыков ребенка, собеседование с родителями, непосредственное наблюдение за ребенком, а затем основе проведенного анализа составляется индивидуальная программа развития. Программа составляется на основе таких методов прикладного анализа поведения, как обучение дискретными блоками, спонтанное обучение, поведенческие цепочки и др., используя принципы безошибочного обучения и системы поощрений, которые позволяют ребенка научить тем действиям, которые являются необходимыми именно для него в данный момент времени.
В рамках реализации программы АВА, помимо коррекции нежелательного поведения, осуществляется обучение таким сложным для деток с расстройствами аутистического спектра или задержкой развития навыкам, как:
- бытовые навыки,
- навык просьбы (в том числе с помощью средств альтернативной коммуникации – карточек ПЕКС или языка жестов),
- умение наименовать предметы,
- различение по функциям, характеристикам и категориям,
- навыки диалога,
- творческой самостоятельной и коллективной игры,
- социального взаимодействия и прочее.
Эта структурированная терапия использует индивидуальный метод обучения и включает в себя интенсивное обучение специфическому поведению путем его многократного повторения, что особенно важно для детей, которым зачастую требуется больше практики, чтобы овладеть каким-либо навыком. Повторение также способствует укреплению долгосрочной памяти.
Поэлементное разучивание и оттачивание многих десятков действий и предметов требует массы времени и усилий. Считается, что видимого эффекта поведенческая терапия дает, если с ребенком заниматься по данной методике хотя бы от 5-7 часов в неделю. Кроме того, идеальным вариантом будет начинать заниматься с ребенком до того, как он достигнет 6-летнего возраста. Программа АВА помогает также и более старшим деткам, но чем раньше начнутся занятия, тем лучшим будет конечный результат.
Методы АВА-терапии оказывают поддержку аутичным детям в таких направлениях:
1. Обучают навыкам, которые замещают проблемное поведение. Таким образом, ребенок может научиться тому, ЧТО ДЕЛАТЬ, вместо того, чего НЕЛЬЗЯ ДЕЛАТЬ.
2. Поддерживают желательное поведение и корректируют нежелательное поведение. Например, процедуры усиления поощряют внимательность во время выполнения задания и уменьшают аутоагрессивное или стереотипное поведение.
3. Изменяют ответ окружающих на поведение ребенка. Некоторые реакции родителей могут непреднамеренно способствовать подкреплению проблемного поведения.
4. Формируют и развивают навыки социального взаимодействия и самопомощи у ребенка.
5.Повышают способность сосредотачиваться на выполнении задач и увеличивают мотивацию к обучению.
6. Улучшают когнитивные навыки.
7. Обобщают или переносят поведение из одних условий окружающей среды или ситуаций в другие ( например, выполнение заданий в комнате для индивидуального обучения со временем переходит в успешное выполнение этих задач в группе или классе ) .
Следует отметить, что только методика АВА позволяет сформировать у ребёнка как с неврологическими или психиатрическими заболеваниями, так и с задержкой развития, устойчивые навыки безопасного поведения. В результате ребёнок начинает регулировать САМОСТОЯТЕЛЬНО свою деятельность. То есть, его поведение приближается к поведению обычного ребёнка.
Из вышесказанного следует, что АВА-терапия еще одна уникальная методика, которую смело можно рекомендовать родителям в копилку эффективных способов сделать жизнь их детей более полноценной и содержательной.