Среди многообразия методик, демонстрирующих блестящие результаты стимуляции работы мозга и способствующих гармонизации личности, можно с успехом выделить педагогическую программу «Томатиc».
Среди многообразия методик, демонстрирующих блестящие результаты стимуляции работы мозга и способствующих гармонизации личности, можно с успехом выделить педагогическую программу «Томатиc», названную в честь своего создателя, профессора Альфреда Томатиса. Данная методика получила популярность во всем мире и более 40 лет с успехом применяется для работы с детьми и взрослыми.
Автор много лет посвятил работе с профессиональными оперными певцами и изучению их слухового аппарата. Им было установлено что ухо – не только орган слуха и вестибулярный аппарат. Именно в ухе колебания звука преобразуются в электрический импульс, который при соответствующем подходе, может стать отличным стимулятором мозга. Особым образом подобранные комбинации звука тренируют мышцы уха, а, следовательно, мозг, что заставляет его работать быстрее, четче и эффективнее.
Важным открытием А.Томатиса явилась прямая связь между диапазоном слухового восприятия человека, диапазоном вибраций его голоса и его уровнем здоровья. Поэтому А. Томатис разработал особый процесс звукозаписи. В этом процессе в особой последовательности вырезается то высокочастотное звучание музыки, то низкочастотное. Когда человек слушает такую запись – мышцы его уха тренируют слуховое восприятие путём поочерёдного напряжения и расслабления.
Кроме того, ученый обратил внимание, что высокочастотные звуки возбуждают мозг, а низкочастотные звуки утомляют. Поэтому высокочастотные звуки он назвал «заряжающими»: когда наш мозг положительно «заряжен» - человек может достичь больших успехов в запоминании, концентрации внимания, может хорошо учиться и работать почти без напряжения.
Аудиотренировки по методу Томатис или АПФ (аудио-психо-фонология) не только заставляют ухо различать частоты, которые ранее не распознавались, но и улучшают способность мозга обрабатывать полученную аудиальную (слуховую) информацию, и давать адекватный ответ. Иными словами, ухо учится слышать, а мозг учится правильно работать. Это позволяет не только восстановить слух посредством коррекции некоторых функций, но и помочь огромному количеству детей с речевыми расстройствами, недостаточностью концентрации внимания, аутизмом, а также моторно-двигательными нарушениями.
Можно выделить спектр направлений, в которых, как считается, применение АПФ дает положительную динамику. Среди них:
1. Задержка речевого развития и психоречевого развития (ЗРР и ЗПРР).
Для лечения задержки развития речи эффективность методики Томатиса заключается в том, что во время занятий с использованием специализированного оборудования происходит воздействие на пластичные нервные цепочки, которые принимают участие в анализе поступающих звуковых сигналов и их расшифровки. Также происходит активная стимуляция нервных цепочек, которые влияют на координацию, движение и равновесие человеческого тела.
2. Гиперактивность и дефицит внимания у детей (СДВГ).
Гиперактивность у детей на прямую связана с недостаточным развитием функций мозжечка, в следствии чего снижается эффективность вестибулярного аппарата. Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивности пытаются «простимулировать» вестибулярный аппарат самостоятельно, что выражается в повышенной активности. Так как ухо имеет прямую связь с вестибулярным аппаратом, то методика Томатис является весьма эффективной для решения данной проблемы. Основная задача при лечении гиперактивности и дефицита внимания у детей заключается в стимуляции мозга, при которой вырабатываются автоматические механизмы, формирующие избирательное внимание и позволяющие детям распознавать изменения окружающей среды.
3. Проблема психомоторного развития.
Ухо человека не только является органом чувств, воспринимающий звуки, но в нем располагается вестибулярный аппарат, который отвечает за двигательные функции тела и дает возможность удерживать равновесие. По методике Томатиса, через ухо происходит влияние на вестибулярный аппарат. Совместно с другими отделами головного мозга вестибулярный аппарат отвечает за контроль координации движений и чувство ритма, а также обеспечивает возможность правильной ориентации в пространстве и принимает участие в механизмах формирования положений туловища.
4. Коммуникативные расстройства.
Искажение слухового восприятия со временем приводит к снижению желания слушать, а соответственно уменьшает потребность и желание общения. Данная проблема возникает по двум причинам. Во-первых, человек с искаженным слухом теряет уверенность в себе, во-вторых, из-за трудности слухового восприятия он просто отказывается от общения. Упражнения по методу Томатис позволяют развивать правильное восприятие звуковых сигналов и корректно воспроизводить звуки, тем самым решая проблемы коммуникативных расстройств.
Таким образом, Томатис-терапия – это обучение естественному слушанию, обучение построения правильного взаимодействия слуховой системы и мозга. Важно, что полученный положительный эффект от прохождения терапии остается у ребенка на всю жизнь.