Расстройства аутистического спектра (РАС), или аутизм, представляют собой обширную группу патологий в развитии психического характера.

 

Они отражаются на способности ребенка к социальной адаптации, общению, поведению среди людей и т.д.

 

Для таких детей также характерна стереотипность поведения, которая заключается в многократных повторениях одних и тех же действий. К сожалению, подобные расстройства чаще всего сопровождают ребенка всю жизнь.

 

Симптоматику РАС разделяют на две группы:

 

1) социальная коммуникация. К ней относят неспособность говорить самому или понимать других людей, безразличие к общению;

 

2) повторяющиеся действия или их ограниченность. В эту группу входят такие симптомы:

 

• ограниченность интересов;

 

• движения тела, много раз повторяющиеся: качания, хлопки и т.д.;

 

• определение ребенком конкретной последовательности действий, при нарушении порядка которых ребенок расстраивается;

 

• чрезмерно чуткое либо притупленное обоняние, осязание и слух.

 

Чаще всего определенные симптомы проявляются в возрасте 2 – 3 лет, когда ребенок начинает осваивать общество и социализацию.

 

Но иногда не удается диагностировать РАС в таком возрасте, так как подобные симптомы могут возникать и у здоровых детей в условиях стресса, тревоги, депрессии.

 

Как следствие, заболевание может быть обнаружено уже во взрослом возрасте.

 

Статистика говорит об 1 случае РАС на 100 детей для России. Но следует отметить, что это только официально подтвержденные случаи, а детей с РАС без поставленного диагноза на самом деле больше.

 

Причины, приводящие к РАС

 

На сегодняшний день не существует единого подтвержденного положения о причинах возникновения РАС. Ученые выдвигают лишь предположения, основу которых составляет наследственная предрасположенность и факторы окружающей среды.

 

1. Генетическая предрасположенностьЗависимость от наследственности составляет от 64 до 91%, при этом точный механизм проявления наследственных РАС неизвестен.

Судя по проведенному мониторингу, риск развития аутизма у детей от родителей с РАС зависит от того, какие условия создались для зародыша. Если дети – однояйцевые близнецы, то риск проявления у них РАС выше, чем у разнояйцевых.

В то же время просто родные братья и сестры подвержены РАС значительно меньше, чем разнояйцевые близнецы.

 

2. Нарушение развития ЦНС
В этом случае аутизм проявляется как следствие нарушения развития мозга во внутриутробном раннем развитии плода.

 

3. Влияние внешних факторов

Под внешними факторами подразумеваются внутриутробные инфекции, химическое и другое агрессивное влияние на материнский организм на этапе беременности, родовые травмы, последствия приема медицинских препаратов, промышленные токсические вещества и др.

 

Несмотря на то, что некоторые гипотезы определены, их влияние на проявление РАС у детей пока еще не доказано научно.

 

Помимо основных предположений выделяется еще ряд факторов, которые могут повысить риск РАС:

 

• половая принадлежность ребенка. РАС у мальчиков отмечаются в 4 раза чаще, чем у девочек;

 

• срок появления на свет. Недоношенные дети, рожденные раньше 26 недели, более подвержены проявлению РАС;

 

• история семьи. Если в семье отмечались случаи РАС, будь то родные члены семьи или двоюродные, вероятность диагностирования аутизма у ребенка повышается. При этом чем ближе родство, тем она выше;

 

• наличие определенных заболеваний (туберкулезный склероз, синдром Ретта);

 

• возраст родителей. Риск проявления РАС у ребенка повышается, если возраст его биологического отца больше 50 лет, а мать забеременела, будучи подростком, или в возрасте старше 35 – 40 лет.

 

Особенности детей с диагнозом РАС

 

Для максимально раннего выявления РАС родителям необходимо внимательно наблюдать за поведением своего малыша. Странные признаки чаще всего могут отмечаться у малышей до 3 лет. Странность и несоответствие возрасту может проявляться в различных сферах развития ребенка.

 

1. Нарушения речи
Они могут начать отмечаться родителями уже с раннего возраста, когда ребенок в норме своего развития гулит, проговаривает легкие слоги и лепечет.

После года странности могут проявляться в неиспользовании речи для общения с близкими, игнорировании своего имени и т.д.

В более старшем возрасте отмечаются нарушения в словарном запасе, повтор непонятных слов с эффектом эхо и т.д. Иногда отмечается потеря ранее приобретенных речевых навыков.

 

2. Проблемы в общении, отсутствие эмоций при контакте с другими людьми
Ребенок избегает всяческого контакта, будь то просто зрительный или тактильный.

Он часто уединяется, не выражает своих и не признает чужих эмоций, не сосредотачивается на определенном действии, у них отсутствует чувство сострадания и сопереживания.

 

3. Нарушение исследовательского поведения
Дети с РАС не проявляют интереса к окружающему миру, предметам и их назначениям, обстановке вокруг них, игрушкам и т.д. Поэтому часто они используют предметы по-своему, без настоящего понятия об их функциях.

 

4. Нарушения пищевого поведения
Малыш с РАС неадекватно ведет себя по отношению к еде: чересчур избирательный, брезгливый, может обнюхивать еду, может пытаться съесть что-то несъедобное.

 

5. Нарушение поведения самосохранения
Часто у детей, страдающих аутизмом, присутствует множество страхов, убегая от которых малыш может попасть в опасную лично для себя ситуацию. Наряду со страхами опасность может вызвать полное игнорирование потенциальных угроз для здоровья и жизни самого ребенка.

Малыш может бездумно перебегать дорогу, залазить на высоту, играть с опасными предметами и др.

 

6. Нарушение моторики
У детей с РАС заметно выделяются нарушения координации, отмечается неловкая ходьба, неспособность повторять определенные действия и подражать другим людям. Навыки самообслуживания такими детьми осваиваются с серьезным трудом.

 

7. Нарушения восприятия
Дети-аутисты некорректно ориентируются в пространстве, испытывают сложности в комплексной оценку окружающей обстановки, искажают представление о предмете.

 

8. Сложности в концентрации внимания, сосредоточении
Дети с РАС весьма неусидчивы, не могут на продолжительное время сконцентрироваться на конкретной задаче и действии, проявляют импульсивность.

 

9. Плохая память
Наряду с общими сложностями в запоминании у особенных детей может отмечаться прекрасное запоминание того, что важно для них самих. Это может быть какое-то удовольствие или испуг. Об этом дети с РАС могут помнить очень долго.

 

10. Особенности мышления
У детей с диагнозом аутизма возникают серьезные осложнения в обучаемости. Даже если удается получить новый навык, то особенным детям сложно его применять в нестандартной ситуации, понять и применить причинно-следственные связи, выстроить последовательность мышления и логику.

 

11. Поведенческие проблемы
В обыденном поведении у детей с РАС также отмечаются сложности. У них проявляется негативизм, который может сопровождаться с истерикой, агрессией. Большая сложность заключается в страхах таких детей.

Часто они не способны их объяснить, чтобы взрослый смог оказать помощь их преодолеть.

 

Страхи же могут иметь совершенно различную почву, а их проявление может спровоцировать неадекватное агрессивное поведение ребенка вплоть до причинения вреда самому себе.
Аутизм проявляется очень широким спектром признаков.

 

При этом в каждом конкретном случае может наблюдаться как обширный их набор, так и еле заметные отдельные особенности.

 

Диагностика РАС

 

Очень важно заметить подозрение на РАС и провести диагностику как можно раньше, так как в первые 3 года жизни нейронные связи в мозге остаются максимально податливыми и способными реагировать на терапию.

 

Поводом для обращения к врачу могут послужить нарушения и симптомы, которые были описаны выше.

 

Диагностика аутизма строится на основных этапах:

 

1) осмотр ребенка врачами узкой специальности: психиатром, неврологом, психологом;

 

2) наблюдение за малышом с одновременным заполнением «Оценочной шкалы аутизма», с помощью которой конкретизируется степень заболевания;

 

3) личная беседа врачей с родителями;

 

4) заполнение родителями специальной формы-опросника.

 

Классификация и виды РАС

 

В медицине существует несколько разделений РАС на виды, причем основанием для разделения могут служить совершенно различные признаки. Мы же остановимся на отдельных РАС, которые встречаются чаще всего.

 

• Детский психоз

Начинает проявляться еще до наступления 3 лет. Отмечаются нарушения коммуникативности и социализации, в приеме пищи, речи, повседневном поведении.

 

• Синдром Аспергера
Дети с таким синдромом не отмечают сложностей в речевом и умственном развитии, логическом мышлении, у них достаточно богатый словарный запас.

Но такие малыши не способны наладить контакт с другим человеком: отсутствует соучастие и сопереживание другим, дети не слушают другого человека, не могут почувствовать дистанцию в общении.

 

• Синдром Каннера
Отмечаются сложности контактирования с окружающим миром, повторяющимся поведением, проблемами в развитии речи, построении разговора и коммуникации. Подобная симптоматика обнаруживается достаточно рано, до 2,5 лет.

 

• Синдром Ретта
Заключается в утрате полученных до полуторогодовалого возраста навыков и умений при начальном нормальном течении развития. Отличающими особенностями синдрома являются многократные повторения однообразных движений, то есть стереотипность. Отмечается практически только у маленьких представительниц женского пола. Вся отмеченная симптоматика для синдрома Ретта сочетается с резистентной, или трудноизлечимой, эпилепсией.

 

Коррекция РАС

 

К сожалению, РАС не поддаются лечению. Их проявления можно только скорректировать и смягчить. Коррекция сводится к тому, чтобы достичь результата, при котором ребенок может комфортно общаться в обществе, проявлять самостоятельность и получать новые знания и навыки.

 

Для каждого случая РАС подбирается индивидуальная программа коррекции.

 

Выделяют следующие виды коррекционного лечения:

 

1) нейропсихологическое (представляет собой целый комплекс занятий, направленных на развитие и коррекцию коммуникативной сферы ребенка);

 

2) психологическое;

 

3) психосоциальная терапия (занятия с ребенком по формированию личностных ресурсов, которые необходимы в социальной адаптации);

 

4) логопедическое (формирует словарный запас, выявляет и развивает слух и слуховое внимание);

 

5) работа с окружением малыша (направлена на нейтрализацию эмоциональной напряженности у родственников, вызванной диагностированием заболевания);

 

6) медикаментозное (назначается в зависимости от признаков проявления РАС);

 

7) АВА терапия (обучающая комплексная программа, которая базируется на поведенческих принципах и способах обучения).

 

Какой бы не была степень тяжести РАС, родителям следует помнить, что особенные дети также имеют все права на нормальное развитие и жизнь.

 

Поэтому стоит приложить максимум усилий вместе с врачами и их рекомендациями, чтобы дать ребенку шанс не только почувствовать нормальное детство, но и максимально адаптироваться к взрослой социальной жизни.