Логопеды, дефектологи, дефектология… Все эти и другие понятия в последнее время становятся все больше на слуху.
Раньше логопеды были только в поликлиниках.
Потом стали появляться свои в школах, позже появились частные дефектологи, которые готовы работать на дому.
И самое интересное то, что редко какой дефектолог в наше время остается невостребованным.
Давайте разбираться, что такое дефектология, зачем нужна она и те, кто ею занимается, то есть дефектологи.
Что такое дефектология
Дефектология представляет собой отдельную науку, которая изучает развитие детей с различными нарушениями, его закономерности и особенности.
Эта область знаний затрагивает принципы, формы и разные методы формирования воспитания и обучения таких детей.
Дефектология соединяет в себе медицину и педагогику и является обширной научной сферой, в которой выделяются несколько отраслей:
1) логопедия – помогает детям различного возраста выявить речевые нарушения и исправить их;
2) сурдопедагогика – необходима для детей, у которых наблюдаются нарушения слуха;
3) тифлопедагогика –помогает детям, имеющих проблемы недостатков зрения;
4) олигофренопедагогика – предназначена для помощи детям с умственной и интеллектуальной недостаточностью.
Такое разделение на отрасли по большей степени является чисто теоретическим, так как на практике в основном имеют место сочетанные дефекты и нарушения в развитии ребенка, то есть когда нарушения отмечаются и в физическом, и в психическом развитии.
Тогда уже помимо дефектологии необходимо проявить знания в психологии, неврологии, психофизиологии и других.
Поэтому грамотные дефектологи никогда не остаются на месте полученных базовых знаний, а постоянно повышают свою квалификацию, чтобы действительно уметь правильно помочь ребенку в сложном развитии.
Зачем нужен дефектолог
Дефектолог – это специалист, работающий с детьми, у которых наблюдаются особенности и нарушения в психофизическом развитии.
Дефектолога еще определяют как коррекционного педагога.
В обязательном порядке помощь дефектолога необходима детям с определенными диагнозами:
• детский аутизм в ранней стадии;
• задержка психического развития;
• детский церебральный паралич, или ДЦП;
• задержка в интеллектуальном и умственном развитии;
• задержка речи;
• синдром дефицита внимания;
• ринопалия (проблемы со слухом);
• гиперактивность;
• слабое зрение или его отсутствие.
Для начала проведения коррекционной работы каждый ребенок с проблемами развития проходит диагностику у дефектолога. Она заключается в следующих этапах:
1) изучение анамнеза малыша;
2) анализ информации о протекании беременности и родах матери;
3) диагностика степени развития малыша по психическим показателям: поведение, речь и ее понимание, чтение, контактность с другим людьми, письмо, память и внимание, умение сосредоточиться, эмоциональная составляющая, интеллект;
4) анализ воспитания в семье и определение, соответствует ли уровень развития ребенка его возрасту.
Только после детальной диагностики определяются показатели развития, которые нуждаются в работе и коррекции.
На основании результатов индивидуально каждому ребенку составляется коррекционный план занятий с дефектологом и назначаются рекомендации для домашних занятий с родителями.
На основании определенного маршрута коррекционного развития, диагноза и особенностей ребенка дефектолог формирует основные направления в своей работе с ребенком:
• знакомство с окружающим миром наряду с формированием и развитием речи;
• формирование и обучение простейшим математическим понятиям о количестве, времени и пространстве;
• дидактические игры, способствующие развитию умственных способностей ребенка и мелкой моторики;
• обучение конструированию, благодаря которому осваивается пространство и свойства предметов, анализируется образец действий и формируется координация движений своего тела, в том числе и рук;
• обучение игре, которая является важной составляющей в развитии ребенка, его социальной адаптации и проявлении личностных качеств.
Своевременное обращение к дефектологу является очень важным этапом в коррекционном развитии ребенка. Здесь время играет серьезное значение.
Чем раньше будет организована коррекция, тем скорее развитие ребенка придет в возрастную норму и гармонию с остальными функциями организма.
Это определит дальнейшее обучение ребенка и его достижения.