Логопеды, дефектологи, дефектология… Все эти и другие понятия в последнее время становятся все больше на слуху.

 

Раньше логопеды были только в поликлиниках.

 

Потом стали появляться свои в школах, позже появились частные дефектологи, которые готовы работать на дому.

 

И самое интересное то, что редко какой дефектолог в наше время остается невостребованным.

 

Давайте разбираться, что такое дефектология, зачем нужна она и те, кто ею занимается, то есть дефектологи.

Что такое дефектология

Дефектология представляет собой отдельную науку, которая изучает развитие детей с различными нарушениями, его закономерности и особенности.

 

Эта область знаний затрагивает принципы, формы и разные методы формирования воспитания и обучения таких детей.

 

Дефектология соединяет в себе медицину и педагогику и является обширной научной сферой, в которой выделяются несколько отраслей:

 

1) логопедия – помогает детям различного возраста выявить речевые нарушения и исправить их;

 

2) сурдопедагогика – необходима для детей, у которых наблюдаются нарушения слуха;

 

3) тифлопедагогика –помогает детям, имеющих проблемы недостатков зрения;

 

4) олигофренопедагогика – предназначена для помощи детям с умственной и интеллектуальной недостаточностью.

 

Такое разделение на отрасли по большей степени является чисто теоретическим, так как на практике в основном имеют место сочетанные дефекты и нарушения в развитии ребенка, то есть когда нарушения отмечаются и в физическом, и в психическом развитии.

 

Тогда уже помимо дефектологии необходимо проявить знания в психологии, неврологии, психофизиологии и других.

 

Поэтому грамотные дефектологи никогда не остаются на месте полученных базовых знаний, а постоянно повышают свою квалификацию, чтобы действительно уметь правильно помочь ребенку в сложном развитии.

Зачем нужен дефектолог

Дефектолог – это специалист, работающий с детьми, у которых наблюдаются особенности и нарушения в психофизическом развитии.

 

Дефектолога еще определяют как коррекционного педагога.

 

В обязательном порядке помощь дефектолога необходима детям с определенными диагнозами:

 

• детский аутизм в ранней стадии;

 

• задержка психического развития;

 

• детский церебральный паралич, или ДЦП;

 

• задержка в интеллектуальном и умственном развитии;

 

• задержка речи;

 

• синдром дефицита внимания;

 

• ринопалия (проблемы со слухом);

 

• гиперактивность;

 

• слабое зрение или его отсутствие.

 

Для начала проведения коррекционной работы каждый ребенок с проблемами развития проходит диагностику у дефектолога. Она заключается в следующих этапах:

 

1) изучение анамнеза малыша;

 

2) анализ информации о протекании беременности и родах матери;

 

3) диагностика степени развития малыша по психическим показателям: поведение, речь и ее понимание, чтение, контактность с другим людьми, письмо, память и внимание, умение сосредоточиться, эмоциональная составляющая, интеллект;

 

4) анализ воспитания в семье и определение, соответствует ли уровень развития ребенка его возрасту.

 

Только после детальной диагностики определяются показатели развития, которые нуждаются в работе и коррекции.

 

На основании результатов индивидуально каждому ребенку составляется коррекционный план занятий с дефектологом и назначаются рекомендации для домашних занятий с родителями.

 

На основании определенного маршрута коррекционного развития, диагноза и особенностей ребенка дефектолог формирует основные направления в своей работе с ребенком:

 

• знакомство с окружающим миром наряду с формированием и развитием речи;

 

• формирование и обучение простейшим математическим понятиям о количестве, времени и пространстве;

 

• дидактические игры, способствующие развитию умственных способностей ребенка и мелкой моторики;

 

• обучение конструированию, благодаря которому осваивается пространство и свойства предметов, анализируется образец действий и формируется координация движений своего тела, в том числе и рук;

 

• обучение игре, которая является важной составляющей в развитии ребенка, его социальной адаптации и проявлении личностных качеств.

 

Своевременное обращение к дефектологу является очень важным этапом в коррекционном развитии ребенка. Здесь время играет серьезное значение.

 

Чем раньше будет организована коррекция, тем скорее развитие ребенка придет в возрастную норму и гармонию с остальными функциями организма.

 

Это определит дальнейшее обучение ребенка и его достижения.