Кажется, совсем недавно вы взяли маленького новорожденного человечка впервые на руки, а сейчас ему уже целых полгода. И разница между беспомощным комочком и внимательно следящим за вами карапузом поразительно огромная.
В 6 месяцев ребенок и выглядит совершенно по-другому, чем только что родившийся, и умеет очень многое, и физиологически развит значительно серьезнее.
Средние показатели развития
Существуют приблизительные нормы основных показателей развития ребенка: вес, рост, окружность головы и окружность грудной клетки. Они отражают корректность физического развития и в случае отклонения вовремя могут указать на наличие проблемы.
Конечно, каждый ребенок развивается в своем темпе и со своими особенностями. Педиатры обязательно это учитывают, когда ориентируются на средние показатели развития.
Нормы средних показателей развития для мальчиков в возрасте 6 месяцев:
- вес – от 6,4 кг до 9,8 кг;
- рост – от 63,3 см до 71,9 см;
- окружность головы – от 40,9 см до 45,8 см;
- окружность грудной клетки – от 41,4 см до 47,6 см.
Нормы средних показателей развития для девочек в возрасте 6 месяцев:
- вес – от 5,7 кг до 9,3 кг;
- рост – от 61,2 см до 70,3 см;
- окружность головы – от 39,6 см до 44,8 см;
- окружность грудной клетки – от 41,6 см до 45,8 см.
Если параметры развития вашего ребенка отличаются от приведенных выше средних значений, не стоит впадать в панику. Лучше обратить внимание педиатра на данный вопрос.
Врачебная практика и медицинские знания помогут объяснить причины отклонений и в случае возникшей проблемы со здоровьем найти причины.
Нормы развития
Развитие ребенка активно продвигается во всех системах и функциях организма. Благодаря своевременному и правильному комплексному развитию ребенок осваивает новые навыки и получает новые знания.
Физиология ребенка 6 месяцев имеет свои особенности:
1. Мышцы спины и плеч уже достаточно укрепились для того, чтобы длительное время держать ребенка в равновесном сидячем положении и свободно управлять ручками. Развитие этих мышц – основа для того, чтобы ребенок пополз.
2. Перекаты со спины на живот и обратно становятся все чаще и свободнее по желанию ребенка. Он проявляет значительную активность, которая требует повышенного внимания со стороны взрослых. Нельзя оставлять малыша без присмотра на возвышенных относительно пола поверхностях, откуда он может переворотами сорваться. Удобно постелить одеяло или покрывало прямо на полу, чтобы любознательному человечку был простор для движений.
3. Зрение уже окончательно сформировано и развито. Ребенок не только тщательно следит за предметами, но и за взглядом другого человека, улавливая мимические эмоции.
4. Прорезывание первых зубок начинается у большинства именно в 6 месяцев. Первые зубки – передние два на нижней челюсти. По этой причине усиливается слюноотделение у ребенка и могут появиться жидкие прозрачные слизистые выделения из носа.
Эмоциональная и социальная составляющая развития шестимесячного ребенка заключается в:
- проявлении своих предпочтений к игрушкам,
- ответной реакции на эмоции собеседника,
- сосредоточенности при трудно выполняемых двигательных задачах,
- настороженности к незнакомцу.
В речи ребенок все чаще старается повторить речь взрослого отдельными лепечущими слогами, возникает индивидуальная ритмичность лепета и протягивания гласных звуков. Малыш отзывается на свое имя и начинает смотреть по сторонам, если у него спросить где находится кто-то или что-то.
Среди бытовых навыков у ребенка отмечается умение и желание придерживать мамину грудь во время сосания, открытие рта при виде направленной к нему ложки, умение снимать с ложки не сильно густую пищу.
Физически малыш становится сильнее и может начинать вставать на ножки с прочной опорой, тянуть ручки к заинтересовавшему предмету и сознательно управлять несложной игрушкой в ожидании звуковых или зрительных эффектов.
Отдельной темой 6 месяцев является питание крохи. В этом возрасте он уже начинает знакомство со взрослой пищей помимо грудного молока или искусственных смесей. Активный пищевой интерес говорит о его готовности к новому шагу в развитии.
Педагогический прикорм сводится к тому, чтобы давать малышу пробовать новые продукты, причем это могут быть не только рекомендованные для этого возраста каши, фруктовые и овощные пюре, но и диетические неаллергенные продукты со «взрослого» стола.
6 месяцев – это неписанный рубеж развития, после которого у родителей появляются совсем другие заботы и вопросы в развлечении ребенка, его умственном прогрессе, питании, уходе и обеспечении безопасности.
Будьте бдительны, ведь ваш малыш – самая большая ваша драгоценность!