В девять месяцев ребенок уже не выглядит таким беспомощным карапузом, как еще пару месяцев назад. Он уже самостоятельно проявляет интерес к предметам и старается по возможности его удовлетворить. Малыш меньше времени проводит у мамы на ручках и все больше – на полу.

В 9 месяцев у малыша начинается активная подготовка к первым самостоятельным шагам без поддержки.

Особенности развития ребенка в 9 месяцев

Девятимесячный ребенок уже многое умеет и хорошо развит не только в физическом и умственном отношении, но и в эмоционально-психологическом. У него продолжают активно развиваться речевые навыки, появляется значительный интерес к социализации.

Из особенностей нормального физического развития ребенка в 9 месяцев следует выделить следующие:

  • Ребенок легко принимает нужное ему положение для изучения окружающего мира: садится и сидит до 10 минут, дотягивается до нужного предмета, встает у опоры и делает несколько небольших шагов вдоль нее, если его что-то заинтересовало.
  • Малыш активно ползает по-пластунски или на четвереньках. Если ребенок только осваивает ползание на четвереньках, ничего страшного. Родители могут помочь своему чаду с этим навыком.
  • Мелкая моторика продолжает активно использовать щипковый захват двумя или тремя пальчиками. Ребенку интересно поднимать мелкие предметы, собирать крошки и мелкий мусор. Он везде тыкает пальчиком, рвет бумагу на клочки. Родителям нужно быть внимательными, чтобы защитить важные документы и не допускать попадания мелких предметов в ротик малыша для изучения. Ребенок запросто может их проглотить.
  • Ребенок крепко держит в своих ручках предметы. Так крепко, что иногда сложно у него их забрать, потому что разжимать кулачки малышу еще непросто. Если вдруг ребенку в его крепкую ручку попал опасный предмет, следует быстро предложить ему альтернативу и помочь аккуратно разжать кулачок.
  • В этом возрасте зубки продолжают расти и прорезываться или только начинают. Даже если зубки еще не показались, это все еще считается нормой.

 

Они могут прорезаться и позже, при этом сразу несколько. Большую долю капризов, прозрачных и жидких слизистых выделений, слюнотечения и некоторое повышение температуры в 9 месяцев можно списать именно на зубки.

  • Ребенок все больше проявляет свой интерес к взрослой еде по-взрослому. Его уже можно усадить в специальный стульчик для кормления, дать безопасные детские приборы, которые малыш с удовольствием будет стараться использовать по назначению, глядя на пример взрослого. Для ребенка повторы за взрослыми становятся увлекательной игрой, с помощью которой он сможет многому научиться.
  • Малыш с удовольствием перекладывает мелкие предметы из одной емкости в другую. Маме следует этим воспользоваться и дать возможность развивать мелкую моторику: предложить перелить ложкой водичку из одной миски в другую;сложить в банку рассыпанную фасоль; дать поиграть с различными крупами; выделить старую газету, которую можно безвозвратно порвать на клочки. Девятимесячный ребенок серьезно увлечется такими занятиями, а у мамы появится дополнительное свободное время.

Психическое, умственное, речевое и эмоциональное развитие девятимесячного малыша отличается следующими особенностями:

  • Речевые навыки ребенка набирают стремительное развитие. Малыш повторяет слоги, начиная составлять из них простые и короткие слова, которые без труда ассоциирует с предметами. Названия многих предметов ребенок уже знает и понимает. Услышав знакомые слова, малыш может посмотреть на нужный объект или даже показать пальчиком.
  • При лепете ребенок легко меняет интонацию, пробуя на вкус различное звучание.
  • Услышав свое имя, ребенок отзывается на него улыбкой, поворотом головы и другими ответными реакциями.
  • Все эмоции ребенка прекрасно отражаются на его лице: радость, смех, обида, непонимание или гнев. Всю мимику малыш учится копировать у родителей. С ним становится интересно и забавно разговаривать, отслеживая различную реакцию на перемену в интонации, громкости и тембра голоса.
  • Осознавая, что ему хочется, ребенок пальчиком показывает, что ему подать, какой шкафчик открыть или куда ему нужно попасть.
  • Зная названия предметов, ребенок понимает и может выполнить простые просьбы, такие как «иди сюда», «посмотри туда», «дай мне это», «возьми это» и др.
  • Подражая взрослым, ребенок на подсознательном уровне учится киванием головы отвечать положительно или отрицательно.
  • Во время переодевания девятимесячный ребенок старается участвовать в процессе: продеть ручки, вытянуть ножки. К шапкам в этом возрасте отмечается особое отношение: малыши так и норовят их стянуть, а еще злятся, если этому мешают завязочки.
  • Одной из любимых игр девятимесячного ребенка становится игра в прятки. Он уже по голосу может определить, куда направиться вас искать. И даже если голосовых подсказок нет, малыш пойдет туда в первую очередь, где видит вас чаще всего.
  • Ребенок всячески старается повторять модель поведения взрослых: самостоятельно пытаться что-нибудь на себя надеть, «разговаривать» по приложенной к уху игрушке, размешивать ложкой в кастрюльке или мисочке.
  • Предметы с пустотами или «секретами» становятся очень интересными для ребенка. Если в коробке что-то гремит, надо обязательно посмотреть, что там. Выдвижные полки с бельем и ящики с игрушками периодически опустошаются. Функциональность предметов становится главной идеей любознательности девятимесячного малыша.
  • Усиливается заинтересованность не только в отношении предметов, но и людей. Другие дети привлекают внимание ребенка. Он начинает свой путь социальной адаптации. Самое время учить ребенка делиться игрушками, не драться, жалеть плачущего малыша и т.д.
    Помимо особенностей развития ребенка в 9 месяцев часто отмечаются некоторые различия в развитии между мальчиками и девочками. Они касаются их восприятия окружающего мира, предпочтений в играх и, соответственно, поведении.
    Девочкам больше интересно эмоциональное и живое общение, звуки, голоса. Поэтому словарный запас малышек пополняется несколько быстрее.
    Мальчиков больше интересуют неживые предметы и их функциональность.
    У мальчиков более развито пространственное зрение и восприятие, девочкам характерно периферийное зрение.
    Но несмотря на выделенные особенности, каждый ребенок продолжает оставаться индивидуальной личностью, которую нельзя подводить под одну планку со статистикой. Важно радоваться каждому умению и помогать малышу в освоении новых.

Патологии развития ребенка в 9 месяцев

Начиная с первого, каждый месяцпервого года жизни ребенка имеет свой перечень обязательных умений, которые должны быть усвоены в условиях нормального и полноценного развития.

В девятимесячном возрасте здоровый ребенок обязательно должен обладать следующими навыками:

  1. сидеть без поддержки и опоры;
  2. тянуться за игрушкой из положения лежа на животе или сидя;
  3. пробовать ползти за интересующим предметом;
  4. крепко держать двумя ручками чашку;
  5. двумя пальчиками поднимать с пола или брать мелкие предметы;
  6. подражать действиям взрослого;
  7. сопротивляться, если у малыша попытаться забрать игрушку: крепче ее сжать, потянуть на себя, оттолкнуть руку «противника», отвернуться;
  8. разговаривать повторяющимися слогами;
  9. различать родных и чужих людей, эмоционально проявлять реакцию на свое имя.

Если какого-то из обозначенных навыков у девятимесячного ребенка не наблюдается, то следует обязательно обратиться к педиатру.

После осмотра и анализа полной информации врач определит необходимость в дальнейшем обследовании и консультациях узких специалистов.