Все чаще мы сталкиваемся с понятием мелкой моторики. Особенно на слуху оно у молодых родителей, которые думают и заботятся о полноценном развитии своего малыша. Но немногие знают, откуда взялось это понятие и насколько большое значение в развитии ребенка под ним скрывается.
Что такое мелкая моторика?
Под мелкой моторикой врачами-физиологами понимается движение и сокращение небольших мышц кистей рук, координируемых одновременно с работой зрения.
Ученые, а позже и врачи, заострили свое внимание на мелкой моторике тогда, когда сделали в физиологии человека важное открытие. При исследовании коры головного мозга была установлена удивительная взаимосвязь между различными на первый взгляд по функциональности участками.
Участок, который отвечает за движения кистей рук, занимает 30% площади участка, ответственного за двигательную активность человека в целом. К тому же он находится в непосредственной близости с участком коры головного мозга, который отвечает за речевые навыки. При возбуждении одной проекции активизируется и та, которая находится рядом.
Весомый удел кистей рук в двигательной активности и параллельное включение в работу речевой зоны дало основание заключить, что мелкая моторика серьезно влияет на речевое развитие. Именно с того момента развитие мелкой моторики заняло достойное место в процессе обучения ребенка речевым навыкам, а также памяти, мышлению, воображению и координации.
Этапы развития мелкой моторики у младенцев
Развитие мелкой моторики закладывается уже в первые месяцы жизни малыша. Самая первая тренировка – это когда ребенок «находит» свои ручки глазками и начинает их рассматривать. Следующий этап – соединение пальчиков между собой и игры с ними. Дальше ребенок уже учится ими управлять, постепенно усложняя действия.
В первый год жизни малыша каждый месяц характеризуется своими особенностями в развитии мелкой моторики.
1-й месяц – сохраняется хватательный рефлекс и повышенный тонус мышц. Ладошке сложно раскрыться, поэтому пальчики остаются сжатыми.
2-й месяц – осваиваются хватательные движения. Ребенок делает попытки схватить предмет, протягивая ручку. Но пока это слабо получается из-за того, что еще присутствует гипертонус в мышцах.
3-й месяц – все чаще раскрываются ладошки, гипертонус ослабевает вплоть до полного исчезновения, хватательный рефлекс сохраняется. К концу третьего месяца малыш осознанно тянется к предметам, которые лежат рядышком, мнет пеленку, пытается затянуть то, что попало в ладошку, в рот.
4-й месяц – ребенок играет своими двумя ручками. Если ему предложить игрушку, то он возьмет ее обеими руками и сразу потянет в рот для дальнейшего изучения. Продолжает пытаться брать игрушку, до которой дотянулся, часто промахивается, ударяя по ней.
5-й месяц –получается схватить предмет, лежащий рядом. При этом малыш не поднимает его, чтобы приблизить, а как будто загребает.
6-й месяц – пальчики полностью раскрываются, и управлять ими ребенку становится значительно легче. Он уже осознанно трогает и берет игрушку, может брать разными ручками и рассматривать предмет.
7-й месяц – игра с игрушкой или предметом становится более занимательной. Ребенок может перекладывать его из ручки в ручку. Если появляется заинтересованность другим предметом, выбрасывает тот, который уже в руке. В этом возрасте закладывается начало пинцетного захвата, то есть ребенок делает попытки взять предмет двумя пальцами: большим и указательным.
8-й месяц – ребенок осваивает удержание двух предметов разными ручками одновременно. Некоторые предметы, например, кольцо, может уже держать одними пальцами, не прижимая его к ладошке.
9-й – 10-й месяцы – малыш осваивает намеренное бросание предметов на пол. Но, тем не менее, когда ему предлагают вторую интересную игрушку, то он первую не роняет, а оставляет в руке или откладывает в сторону.
11-й месяц – ребенок окончательно осваивает пинцетный захват. Играя с игрушками, он стучит ими друг об друга.
12-й месяц –ребенок двумя пальчиками поднимает с пола маленькие предметы, пытается взять крошки со стола, может показывать пальчиком глазки, ротик и носик на игрушках.
Зачем развивать мелкую моторику?
Несмотря на то, что молодые родители владеют большим объемом информации по развитию детей и свободным доступом к этой информации, вопрос о целесообразности специального развития мелкой моторики все же остается часто открытым.
Выше было отмечена и разъяснена тесная связь между участками головного мозга, которые отвечают за движения кистей рук и за речевое развитие. Именно строение головного мозга объясняет важность в развитии речи уделять внимание не только занятиям с артикуляционным аппаратом, но и упражнениям на формирование мелкой моторики.
Кроме речевых навыков мелкая моторика способствует активному развитию мышления, памяти, воображения, внимания, пространственной координации, наблюдательности.
Сама по себе мелкая моторика также является неотъемлемой частью полноценной жизни ребенка и взрослого человека в любом роде его деятельности. Точные и хорошо скоординированные движения пальцев или кистей рук нужны для качественного выполнения различного вида задач: от завязывания шнурков до высокоточных профессиональных действий.
Когда и как следует начать развивать мелкую моторику?
Учитывая особенности развития малышей в первый год жизни относительно двигательной активности кистей рук и пальчиков, специалисты сделали вывод, что лучший и самый оптимальный возраст для начала развития мелкой моторики – 8 месяцев. Во внимание принимается гипертонус рук, активность движений пальцев и способность ребенка осознанно управлять своими ручками в меру своих навыков.
В вопросе о способах развития мелкой моторики, специальных упражнениях и методиках можно однозначно ответить, что развивать мелкую моторику можно по-всякому, везде и в любое время. Здесь не обязательно владеть специальными техниками или педагогическими навыками. Достаточно быть любящим и внимательным родителем, который сможет найти в повседневных и привычных делах возможность развить пальчики малыша, а в случае со специальными упражнениями превратить их в увлекательную игру.
Вот лишь несколько примеров увидеть в обыденных делах возможность развить работу пальчиков ребенка, а вместе с ней и заложить прогресс в речевые навыки и мышление:
1) Готовите кушать на кухне – дайте ребенку в разных пакетиках потрогать различную крупу или фасолинки, с которыми он сможет поиграть в тарелочке.
2) Занимаетесь шитьем – позвольте ребенку поиграть с различными по размеру бусинами и пуговицами. Для детей постарше можно предложить нанизать их на нитку.
3) Готовите пирожки или печенье – предложите малышу поиграть с тестом, поскручивать из него колбаску, приплюснуть, сформовать шарик и т.д.
4) Делаете уборку на обувной полке или в шкафу – пусть малыш попробует из шнурков завязать узелки или попасть в дырочки для шнуровки.
5) Слушаете музыку – ребенку будет интересно хлопать с вами в ладоши в такт музыке с различной громкостью.
6) Что-то заполняете, пишите или работаете – дайте ребенку листик и восковой мелок или карандаш. Малышу будет весело «покалякать», а старшему ребенку будет интересно заштриховать рисунок, обвести по точкам или просто раскрасить.
7) Моете руки после улицы – помогите ребенку уделить внимание каждому пальчику по отдельности, вытирая его и тщательно массируя.
8) Одеваетесь – пусть ребенок пробует застегивать пуговицы или молнию.
Сбор ягод в саду и лесу, вырывание мелких сорняков на грядках, сбор мелкого мусора с пола во время уборки, перебирание крупы перед приготовлением, игры с мозаикой, вырезание снежинок… Мы окружены вариантами для развития мелкой моторики.
Помимо повседневных занятий специалисты предлагают множество пальчиковых и развивающих игр. Практически любой развивающий детский журнал уделяет особое внимание развитию мелкой моторики.
Не стоит недооценивать влияние мелкой моторики на общее развитие ребенка. Особенно в наше техногенное время, когда в условиях частой и почти постоянной занятости родителей малышу предлагается посмотреть мультики или поиграть на планшете вместо полезных и простых развивающих занятий даже в домашних условиях.
Врачи бьют тревогу, обращая внимание на все чаще случающееся слабое развитие речевого аппарата ребенка.
Профессия логопеда как никогда стала востребованной. Есть смысл задуматься и дать малышу возможность полноценного развития уже в младенчестве во избежание дополнительных трудностей в более старшем возрасте.