Десять месяцев – первая круглая дата в возрасте малыша. Десятимесячный малыш обладает большим количеством важных умений и навыков.

Сейчас он старается подражать взрослым и в некоторой степени проявлять самостоятельность относительно своих возможностей.

Все чаще проявляются индивидуальные особенности и характер ребенка.

Родители замечают в своем малыше растущую личность, которая ставит перед собой цели и пытается их достичь, а также возмущается и проявляет недовольство, если что-то становится препятствием.

Средние показатели развития

В оценке корректного развития ребенка врачи придерживаются принятых норм по средним показателям развития: вес, рост и окружность головы ребенка.

Средние показатели ребенка в 10 месяцев по данным ВОЗ:

• для мальчиков:

  • вес – от 7,4 до 11,4 кг;
  • рост – от 68,7 до 77,9 см;
  • окружность головы – от 42,9 до 47,9 см;

• для девочек:

  • вес – от 6,7 до 10,9 кг;
  • рост – от 66,5 до 76,4 см;
  • окружность головы – от 41,5 до 46,9 см.

Естественно, такая оценка является поверхностной и неоднозначной. Тем не менее специалисты по ненормальному отклонению от средних показателей легко могут заметить наличие патологии в организме ребенка или другие проблемы со здоровьем.

Такой первый сигнал послужит основанием для проведения дальнейшей диагностики и выявления причин отклонения.

Поэтому родителям также следует следить за основными показателями развития своего малыша и ориентироваться среднестатистических данных ВОЗ. При этом нельзя забывать, что каждый ребенок развивается по-своему.

Нормы развития

При нормальном и полноценном развитии десятимесячный малыш уже обладает следующими навыками:

  1. Поднимается на ножки и некоторое время может простоять без опоры. При поддержке за одну ручку малыш пробует передвигать ножки и делать шаги, также может осваивать их вдоль стенки;
  2. Из положения стоя без помощи взрослого может сесть на корточки, а потом аккуратно сесть на попу без потери равновесия;
  3. Хорошо управляет пальчиками и ручками: освоил пинцетный захват, крепко и уверенно держит чашку, ложку. Родители иногда могут заметить, что малыш чаще пользуется какой-то одной рукой. Не стоит ломать его комфорт и навязывать пользоваться «правильной» правой рукой;
  4. Активность малыша в ползании возрастает. Ребенку уже не составляет большого труда на четвереньках или все еще по-пластунски доползти туда, куда ему надо и хочется. Родителям необходимо проявлять максимальную бдительность в вопросе безопасности ребенка;
  5. Осваивает навык аккуратного сползания с дивана, кресла или другой возвышенной поверхности: сначала повернуться так, чтобы ножки оказались у края, а потом их осторожно спускать;
  6. Подражает взрослым: открывает/закрывает дверцы шкафчиков, выдвигает ящики, «изучает» содержимое и часто выбрасывает все из них на пол;
  7. Катает мячик или машинку в определенном направлении, а потом ползет за ними;
  8. Осознанно вовлекает в свои игры несколько предметов сразу, умеет доставать или сталкивать предметы при помощи других предметов (например, столкнуть игрушку со стола, используя линейку);
  9. С поддержкой о перила может стоять на ножках, периодически приседая, вставая вновь и даже подрыгивая. Под музыку малыш охотно танцует в таком положении.

К 10 месяцам малыш уже может похвастаться четырьмя красивыми передними зубками: двумя нижними и двумя верхними. Но это необязательно. У каждого ребенка зубки прорезываются в своем темпе. До года их может и не быть вовсе. Это нормально.

В интеллектуальном и эмоциональном развитии десятимесячный ребенок также достиг определенных побед и продолжает осваивать новые навыки.

  • Малыш хорошо понимает взрослого во многом: что ему говорят, о чем просят, на что и куда показывают. В ответ может повторять несложные слова и показывать на предметы, которые называются или про которые ребенок хочет узнать.
  • Начинает понимать шутливые движения и мимику, смеется в ответ.
  • В обыденных делах пробует повторять за взрослыми: подносит к уху воображаемый телефон, играет с пультом от телевизора, берет в ручку столовый прибор и тянет в рот, качает куколку или другую игрушку.
  • В общении активно проявляются простые жесты: прощание, объятие, просьба взять на ручки и др.
  • Понимает запреты, радуется похвале и выполняет несложные просьбы.
  • Осознанно рушит построенную пирамидку, разбрасывает или кидает игрушки и другие вещи.
  • Проявляет интерес к другим детям: хочет потрогать лицо, тянет ручки, улыбается.
  • С любопытством ищет предмет, который только что видел и который спрятали; вспоминает, где оставил какую-то игрушку; помнит место, где должны лежать игрушки, одежда, посуда или другие предметы.
  • Ребенок осознанно управляет своими ручками и может дать вам то, что вы у него просите, конечно, если ему захочется это отдавать.

Все эти навыки наполняют жизнь малыша интересными событиями и огромными возможностями для дальнейшего изучения мира.

Нам, взрослым, остается поощрять каждое достижение ребенка и способствовать развитию новых.