Самый первый и ответственный год малыша подходит к концу, а это значит, что ребенок уже многое умеет и физически хорошо развит. Тем не менее, развитие продолжается как в физическом направлении, так и в личностном, эмоциональном и социальном.
Некоторые малыши порадовали своих родителей первым словом или первым шагом. Но если этого не произошло - нельзя отчаиваться. Каждый ребенок развивается по своему индивидуальному пути.
Средние показатели развития
При долговременном изучении развития детей статистика наряду с медициной определяет средние показатели развития ребенка в определенном возрасте.
Особенно актуальна эта информация на первом году жизни, когда на основании сравнения показателей ребенка со средними родители и педиатр могут на начальном этапе определить возможные проблемы развития или подтвердить норму.
Средние показатели развития – вес, рост, окружность головы ребенка. Именно на них обращают внимание в первую очередь на приеме у врача.
Средние показатели ребенка в 11 месяцев по данным ВОЗ:
• для мальчиков:
- вес – от 7,6 до 11,7 кг;
- рост – от 69,9 до 79,2 см;
- окружность головы – от 43,2 до 48,3 см;
• для девочек:
- вес – от 6,9 до 11,2 кг;
- рост – от 67,7 до 77,8 см;
- окружность головы – от 41,9 до 47,3 см.
Средние показатели развития служат ориентиром, но не догмой. Некоторые отклонения от них нормальны. Но если родители заподозрили неладное или есть подозрения, что отклонения от среднего веса, роста и окружности головы ребенка 11 месяцев слишком заметны, следует обратиться к врачу, педиатру.
Он посмотрит малыша, даст адекватную оценку опасениям и советы по дальнейшему обследованию при необходимости.
Нормы развития
Когда развитие ребенка идет нормально и вовремя, одиннадцатимесячный малыш обладает большим набором навыков и умений. Каждый день ребенок продолжает удивлять своих близких тем, чему научился.
Физическое развитие ребенка в 11 месяцев имеет следующие особенности:
- Окрепшие мышцы ребенка позволяют ему без труда держать вертикальноеположение тела и ходить.
- Большинство малышей уже могут улыбаться в 4 зуба, но это необязательно. У некоторых в этом возрасте еще может не быть и первого, а у некоторых уже могут проявляться вторые резцы. И то, и другое считается нормой.
Из умений ребенка в возрасте 11 месяцев выделяются следующие:
- Младенец отлично освоил ползание на четвереньках, подолгу сидит и развлекается игрушками вокруг себя.
- Малыш может ходить вдоль стены или держась за руку. Некоторые детки уже могут делать самостоятельные шаги, при этом управлять равновесием тела с помощью игрушки в руке.
- Ребенок умеет садиться из положения стоя на ножках.
- В зависимости от величины предмета ребенок подсознательно раскрывает ладошку до той степени, чтобы взять предмет.
- Пальчиком малыш показывает на то, что его заинтересовало, и туда, куда он хочет попасть.
- Ребенок этого возраста уверенно держит ложку, и у него получается ею пользоваться: подцепить еду, положить в рот, постучать по тарелке. Чашечку держит крепко двумя руками.
- Пальчиковый захват уже полностью освоен. Даже самые мелкие предметы ребенок без проблем поднимает с плоской поверхности.
- Малыш с удовольствием ставит кубики один на один, составляет пирамидки и стаканчики.
Психоэмоциональное развитие ребенка в 11 месяцев также имеет свои достижения: - В речи ребенок ориентируется среди достаточно большого для него количества слов, но самостоятельно он оперирует самыми простыми. При этом одно слово имеет очень обобщенное значение для малыша. Так, «ам-ам» может означать еду или само желание покушать. Новые слова ребенок старается повторять за родителями.
- Ребенок понял, что мама может поддаваться на его плач, капризы и хитрости: быстрее приходить, становиться добрее, уделять внимание. Таким образом уже сейчас малыш своими хитростями учится манипулировать близкими для получения желаемого.
- Ребенок отзывается и отвечает на простые просьбы родителей. На вопросы может давать ответы киванием или качанием головой.
- Совершив какой-то поступок, ребенок ждет от близких реакции: одобрения, похвалы, удивления.
- Когда с малышом играют, он уже понимает, что взрослого можно рассмешить своим поведением. Ребенок знаком с некоторыми простыми играми и с удовольствием прячется и смеется из-за «козы рогатой».
- Сообразительность ребенка растет. Он уже может выстроить цепочку действий, чтобы достать нужный предмет или все предметы сразу.
- Малыш осваивает простейшие сюжетные игры, повторяя действия за взрослыми: качает куклу, кормит зверушку, укладывает игрушку спать и др.
Умения малыша позволяют ему вливаться в жизнь и ритм окружающего мира. Несмотря на то, что ребенок умеет многое, он все равно нуждается в общении и внимании родителей.
Сейчас, когда ребенок стал значительно активнее, особенную роль следует уделить его безопасности.
Дети очень любопытны и любознательны в этом возрасте. При этом они абсолютно не знают страха и не понимают опасности. Об этом надо всегда помнить.