Вот и подошел ваш малыш к своей первой знаменательной дате. Первый год жизни ребенка завершается со значительными успехами в физическом, эмоциональном, социальном развитии.

Для определения корректности развития и функционирования организма малыша определены средние показатели и нормы развития ребенка.

Средние показатели развития

На основе средних показателей развития родители и педиатр дают первую оценку того, все ли хорошо с ребенком, правильно ли и своевременно он развивается.

Средние показатели ребенка в 12 месяцев по данным ВОЗ:

• для мальчиков:

  1. вес – от 7,7 до 12,0 кг;
  2. рост – от 71,0 до 80,5 см;
  3. окружность головы – от 43,5 до 48,6 см;
  4. окружность груди – от 46,1 до 52,5 см;

• для девочек:

  1. вес – от 7,0 до 11,5 кг;
  2. рост – от 68,9 до 79,2 см;
  3. окружность головы – от 42,2 до 47,6 см;
  4. окружность груди – от 46,3 до 51,4 см.

Следует понимать, что каждый ребенок развивается по-своему, и поэтому отклонения от приведенных значений вполне нормальны. Но если разница все-таки слишком велика, необходимо обратиться к врачу за выяснением причин возникших отклонений.

Нормы развития

Нормальное развитие ребенка также можно определить по тому, что он умеет и как себя ведет.

При полноценном развитии из полученных в течение первого года навыков выделяют следующие:

  • Ходит с поддержкой за руку или уже самостоятельно. Как альтернатива передвижения остается ползание на четвереньках.
  • Приседает и садится из положения стоя без поддержки и опоры.
  • Хорошо берет несколько маленьких предметов в одну ручку, двумя ручками может составить горсть и держать предметы ею.
  • Уверенно и осознанно передает предмет взрослому, понимая, когда его можно отпустить.
  • Отлично работает пальчиковый захват. Ребенку нравится играть с пуговицами.
  • Благодаря развитой моторике малыш строит башенки из кирпичиков и кубиков, складывает пирамидки из колец.
  • Количество освоенных жестов увеличивается. Теперь ребенок может не только прощаться жестами, просить «дай», но и послать воздушный поцелуй, подуть на горячее.
  • Учится кушать самостоятельно столовыми приборами: ложкой и вилкой.

В эмоциональном и психическом развитии отмечаются следующие нормы:

  • Ребенок понимает отношения в семье и различает, как с кем можно себя вести.
  • Малыш интересуется другими детьми, тянется к ним, но играть дружно пока не получается. Ребенок устанавливает свои правила, которые могут отличаться от принятых нормальных, и упорствовать в их исполнении. Поэтому с ним становится сложнее играть.
  • Ребенок знает названия многих предметов, понимает около 20 слов, пытается проговаривать некоторые простые слова. Одним понятием малыш может высказывать несколько значений.
  • Начинает работать долговременная память.
  • Услышав музыку, ребенок старается подпевать и пританцовывать.
  • Понимает и выполняет несложные просьбы взрослых.

В год у ребенка проявляются сложности в поведении. Он начинает упрямиться и не слушается, отказывается от предлагаемой помощи, обижается и плачет, если что-то не получается или не нравится.

Так проявляется кризис первого года. Родители в этом возрасте испытывают первые трудности воспитания. Но надо проявить терпение и ни в коем случае не срывать злость и раздражительность на ребенке, так как переходные периоды - норма в развитии ребенка.

Через время ребенок приходит к своему нормальному и привычному поведению.