Полтора года – очередная важная отметка активного развития в жизни малыша. Родителям следует понимать, какими навыками должен обладать ребенок в этом возрасте, чтобы дать первоначальную оценку его корректного развития.

Но не стоит относиться слишком фанатично к представленным нормам. Каждый ребенок индивидуален и развивается так, как нужно ему, поэтому некоторые отклонения допустимы.

1. Физическое развитие

Оно отличается высокой активностью ребенка в действиях и передвижениях. Полуторагодовалый ребенок при нормально развитии умеет:

  • самостоятельно ходить и преодолевать небольшие препятствия путем обхода или перешагивания;
  • спускаться и подниматься по небольшим ступенькам с поддержкой взрослого;
  • длительно сидеть, самостоятельно залазить и садиться на стульчик, спускаться с него, садиться на пол;
  • собирать в коробку игрушки или разбрасывать их в разные стороны;
  • самостоятельно кушать и пить из чашечки.

Средние показатели развития имеют следующие значения:

для мальчиков:

  • рост – от 78,4 до 85,9 см;
  • вес – от 9,0 до 13,0 кг;
  • окружность головы – от 45,6 до 50,2 см;
  • окружность груди – от 47,4 до 53,9 см;

для девочек:

  • рост – от 77,3 до 84,9 см;
  • вес – от 8,1 до 12,0 кг;
  • окружность головы – от 44,5 до 49,0 см;
  • окружность груди – от 47,8 до 52,9 см.

2. Развитие речи

Речевое развитие малыша в полтора года сильно различается относительно разных детей.

В этом возрасте выделяют пассивную речь, которую ребенок понимает, но не произносит, и активную речь, которую он старается говорить.

В пассивной речи ребенок в 1,5 года:

  • показывает на предметы, объекты или части тела;
  • выполняет просьбы взрослых;
  • понимает часто употребляемые в быту и простые предложения.

В активной речи полуторагодовалый ребенок:

  • произносит около 30 несложных слов;
  • односложно отвечает на простые вопросы;
  • старается построить простые фразы из двух-трех слов.

3. Интеллектуальное развитие

В полтора года активно развивается восприятие, долговременная и краткосрочная память и мышление.

Малыш в этом возрасте может различать геометрические формы предметов, их цвета и размер. На базе этих знаний ребенок сможет уже решать простые задачи на логику и сортировку предметов.

4. Социальное развитие

То, как ребенок развивается в обществе, формирует его личность. Поэтому родителям важно уделить особое внимание социальному развитию ребенка в 1,5 года, который уже должен уметь:

  • повторять эмоции, мимику и жесты взрослых;
  • различать положительные и отрицательные эмоции, когда ругают или хвалят;
  • реагировать на уход близкого человека;
  • высказывать удовольствие или недовольство соответственно смехом или плачем;
  • следить за действиями другого человека;
  • осторожничать при встрече с незнакомым человеком;
  • повторять знакомые движения под музыку.

В таком возрасте особенно полезно чтение сказок, игры со взрослыми, совместное прослушивание музыки, пение песен или колыбельных.

5. Игровые навыки

Игра имеет особое значение в развитии ребенка. Через игру малыш многое узнает и осваивает новые навыки, а также показывает родителям, на какие стороны развития следует обратить больше внимания.

В 1,5 года ребенок в игре:

  • проявляет себя в роли взрослого, подражает их действиям;
  • наблюдает за другими детьми и повторяет за ними;
  • сортирует предметы, которые нужны ему для игры;
  • строит башенки, пирамидки.

Таким образом, в полтора года ребенок уже очень многое умеет, но еще большему ему надо научиться.

Частая ошибка родителей – спешка в развитии. Многие хотят максимально напичкать малыша полезными на их взгляд навыками и информацией.

Но следует помнить, что своевременное и последовательное развитие ребенка в нужном для него темпе – ключ к здоровому и гармоничному становлению его личности.

Пусть малыш исследует и познает мир вокруг него так, как для него удобно и комфортно. А нам, родителям, нужно внимательно следить и вовремя в этом помочь.