Полтора года – очередная важная отметка активного развития в жизни малыша. Родителям следует понимать, какими навыками должен обладать ребенок в этом возрасте, чтобы дать первоначальную оценку его корректного развития.
Но не стоит относиться слишком фанатично к представленным нормам. Каждый ребенок индивидуален и развивается так, как нужно ему, поэтому некоторые отклонения допустимы.
1. Физическое развитие
Оно отличается высокой активностью ребенка в действиях и передвижениях. Полуторагодовалый ребенок при нормально развитии умеет:
- самостоятельно ходить и преодолевать небольшие препятствия путем обхода или перешагивания;
- спускаться и подниматься по небольшим ступенькам с поддержкой взрослого;
- длительно сидеть, самостоятельно залазить и садиться на стульчик, спускаться с него, садиться на пол;
- собирать в коробку игрушки или разбрасывать их в разные стороны;
- самостоятельно кушать и пить из чашечки.
Средние показатели развития имеют следующие значения:
для мальчиков:
- рост – от 78,4 до 85,9 см;
- вес – от 9,0 до 13,0 кг;
- окружность головы – от 45,6 до 50,2 см;
- окружность груди – от 47,4 до 53,9 см;
для девочек:
- рост – от 77,3 до 84,9 см;
- вес – от 8,1 до 12,0 кг;
- окружность головы – от 44,5 до 49,0 см;
- окружность груди – от 47,8 до 52,9 см.
2. Развитие речи
Речевое развитие малыша в полтора года сильно различается относительно разных детей.
В этом возрасте выделяют пассивную речь, которую ребенок понимает, но не произносит, и активную речь, которую он старается говорить.
В пассивной речи ребенок в 1,5 года:
- показывает на предметы, объекты или части тела;
- выполняет просьбы взрослых;
- понимает часто употребляемые в быту и простые предложения.
В активной речи полуторагодовалый ребенок:
- произносит около 30 несложных слов;
- односложно отвечает на простые вопросы;
- старается построить простые фразы из двух-трех слов.
3. Интеллектуальное развитие
В полтора года активно развивается восприятие, долговременная и краткосрочная память и мышление.
Малыш в этом возрасте может различать геометрические формы предметов, их цвета и размер. На базе этих знаний ребенок сможет уже решать простые задачи на логику и сортировку предметов.
4. Социальное развитие
То, как ребенок развивается в обществе, формирует его личность. Поэтому родителям важно уделить особое внимание социальному развитию ребенка в 1,5 года, который уже должен уметь:
- повторять эмоции, мимику и жесты взрослых;
- различать положительные и отрицательные эмоции, когда ругают или хвалят;
- реагировать на уход близкого человека;
- высказывать удовольствие или недовольство соответственно смехом или плачем;
- следить за действиями другого человека;
- осторожничать при встрече с незнакомым человеком;
- повторять знакомые движения под музыку.
В таком возрасте особенно полезно чтение сказок, игры со взрослыми, совместное прослушивание музыки, пение песен или колыбельных.
5. Игровые навыки
Игра имеет особое значение в развитии ребенка. Через игру малыш многое узнает и осваивает новые навыки, а также показывает родителям, на какие стороны развития следует обратить больше внимания.
В 1,5 года ребенок в игре:
- проявляет себя в роли взрослого, подражает их действиям;
- наблюдает за другими детьми и повторяет за ними;
- сортирует предметы, которые нужны ему для игры;
- строит башенки, пирамидки.
Таким образом, в полтора года ребенок уже очень многое умеет, но еще большему ему надо научиться.
Частая ошибка родителей – спешка в развитии. Многие хотят максимально напичкать малыша полезными на их взгляд навыками и информацией.
Но следует помнить, что своевременное и последовательное развитие ребенка в нужном для него темпе – ключ к здоровому и гармоничному становлению его личности.
Пусть малыш исследует и познает мир вокруг него так, как для него удобно и комфортно. А нам, родителям, нужно внимательно следить и вовремя в этом помочь.