В любом возрасте для ребенка важна окружающая его среда: общение с близкими людьми, питание, условия проживания и обязательно игрушки, благодаря которым малыш развивается и познает мир.
В возрасте 1 – 2 лет ребенок активно развивается семимильными шагами. От месяца к месяцу родители могут отмечать, что ребенок сильно меняется в поведении и проявлении своих навыков.
Чтобы корректно подбирать развивающие игрушки и игры для малышей от 1 года до 2 лет, надо знать особенности развития ребенка в этом возрасте и его предпочтения. Нельзя упускать из внимания индивидуальные успехи и предпочтения ребенка.
Развитие ребенка второго года жизни делится на 4 периода по 3 месяца. В предпочтениях же стоит разделить этот год на полугодия. Так родителям легче ориентироваться, что интересно малышу в этом возрасте, как и чем его правильно развивать.
Интересы ребенка в 12 – 18 месяцев
В возрасте от года до полутора лет малыш практикуется в своих навыках ходьбы, поэтому ему интересно покорять новые просторы:
- ходить по квартире или дому;
- находить новые неисследованные уголки;
- вставать и садиться на корточки;
- подниматься по лестнице;
- залезать на возвышенности: диван, кресло, табуретки, тумбочки;
- играть в разных положениях.
В речевом и эмоциональном развитии малыш этого возраста любит
- возражать, говоря «нет» и следя за реакцией взрослого;
- использовать короткие словосочетания вместе с жестами;
- отвечать на простые и короткие вопросы.
Постигая навыки социализации, ребенок подражает действиям взрослого, пытается всячески добиваться желаемого, старается привлечь внимание.
Проявляя самостоятельность, ребенку нравится:
- играть в прятки и самому прятать предметы;
- бросать предметы в назначенную цель;
- играть с мячом;
- строить башенки и разрушать их;
- наполнять и опустошать емкости, будь то сумки, выдвижные ящики, тумбочки или коробки;
- играть с сыпучими веществами, песком и водой.
Зная эти предпочтения, родители смогут правильно устроить условия для развития ребенка:
- предоставить малышу больше своего внимания и времени для совместных игр;
- обустроить пространство в доме так, чтоб ребенок безопасно и свободно передвигался в его изучении;
- организовать отдельное место на полу для детских игр. Малыш оценит, если часть игрового пространства будет под «крышей», например, под столом;
- приобрести устойчивую детскую мебель в соответствии с ростом и возрастом малыша. Так ребенку будет удобно рисовать, смотреть картинки, играть с мелкими игрушками.
Из игрушек малыш оценит:
- кубики и пирамидки, стаканчики разных форм – для строительства и разрушения башенок, нанизывания или вкладывания предметов один в другой;
- сортеры с базовым набором несложных отверстий: окружность, квадрат, треугольник;
- различные и безопасные емкости, в которые можно складывать более мелкие предметы;
- большие игрушки для песочницы: формочки, грузовые машины, ведро с лопаткой;
- каталки и машины, которые можно тянуть за веревочку или толкать;
- большие мягкие игрушки и игрушечные предметы быта, на которых можно отрабатывать подражания взрослому: кормить, укладывать спать, жалеть;
- игрушки для воды;
- картонные книги с простыми рисунками;
- игрушки, издающие мелодии и другие звуки;
- игрушечный молоток и колышки, по которым надо ударять.
Интересы ребенка в 18 – 24 месяца
В полтора года активность ребенка еще больше усиливается. Он с удовольствием бегает и выполняет мелкие поручения по дому типа принести и отнести. Малыш прибегает, если его позвать, и старается залезть на все предметы, даже те, что повыше. Поэтому родителям необходимо проявлять бдительность и особенно следить за окнами и опасными предметами на столах.
Речевые навыки также улучшаются:
- малыш использует простые предложения с постепенным их усложнением;
- увеличивается перечень произносимых слов;
- понимает и утверждает принадлежность предмета: «мое, «мама», «папа».
В общении со взрослыми и другими детьми ребенок рассматривает лицо и части тела, узнает их и может показать. Малыш наблюдает за старшими и всячески пытается подражать им в бытовых вопросах, общении и даже жестах.
Развлекаясь, ребенку в этом возрасте нравится:
- слушать музыку и пританцовывать;
- сортировать и раскладывать по кучкам предметы, класть их на место;
- копать и размешивать сыпучие и жидкие вещества;
- черкать на бумаге;
- листать книжные страницы и показывать картинки;
- завинчивать мелкие детали и отвинчивать их.
В этом возрасте ребенку для развития понравятся следующие игрушки и предметы:
- усложненные сортеры с отверстиями 3 – 4 форм;
- музыкальные игрушки с кнопками или клавишами;
- сумка или рюкзачок, чтобы носить важные для малыша игрушки и предметы;
- краски, большие мелки и бумага для рисования;
- небьющиеся емкости с завинчивающимися крышками;
- конструктор или пазл с большими деталями;
- небольшие книги с картинками или простыми сказками;
- набор сюжетных игрушек для ролевой игры;
- постоянную любимую игрушку, которую можно везде брать с собой.
В таком возрасте с ребенком уже можно организовать полки для игрушек и учить его складывать каждую игрушку на свое место. Для него это будет как игра, которая перерастет в полезную привычку.
Знать, какую новую игрушку приобрести своему малышу, – важно не только для хорошего настроения ребенка, но и для его корректного и своевременного развития. Крупная и мелкая моторика, двигательная активность, речевое и слуховое развитие, социализация, творчество.
Каждой области гармоничного развития необходимо уделить внимание в любой возрастной группе так же, как и на втором году жизни малыша.