В любом возрасте для ребенка важна окружающая его среда: общение с близкими людьми, питание, условия проживания и обязательно игрушки, благодаря которым малыш развивается и познает мир.

В возрасте 1 – 2 лет ребенок активно развивается семимильными шагами. От месяца к месяцу родители могут отмечать, что ребенок сильно меняется в поведении и проявлении своих навыков.

Чтобы корректно подбирать развивающие игрушки и игры для малышей от 1 года до 2 лет, надо знать особенности развития ребенка в этом возрасте и его предпочтения. Нельзя упускать из внимания индивидуальные успехи и предпочтения ребенка.

Развитие ребенка второго года жизни делится на 4 периода по 3 месяца. В предпочтениях же стоит разделить этот год на полугодия. Так родителям легче ориентироваться, что интересно малышу в этом возрасте, как и чем его правильно развивать.

Интересы ребенка в 12 – 18 месяцев

В возрасте от года до полутора лет малыш практикуется в своих навыках ходьбы, поэтому ему интересно покорять новые просторы:

  • ходить по квартире или дому;
  • находить новые неисследованные уголки;
  • вставать и садиться на корточки;
  • подниматься по лестнице;
  • залезать на возвышенности: диван, кресло, табуретки, тумбочки;
  • играть в разных положениях.

В речевом и эмоциональном развитии малыш этого возраста любит

  • возражать, говоря «нет» и следя за реакцией взрослого;
  • использовать короткие словосочетания вместе с жестами;
  • отвечать на простые и короткие вопросы.

Постигая навыки социализации, ребенок подражает действиям взрослого, пытается всячески добиваться желаемого, старается привлечь внимание.

Проявляя самостоятельность, ребенку нравится:

  • играть в прятки и самому прятать предметы;
  • бросать предметы в назначенную цель;
  • играть с мячом;
  • строить башенки и разрушать их;
  • наполнять и опустошать емкости, будь то сумки, выдвижные ящики, тумбочки или коробки;
  • играть с сыпучими веществами, песком и водой.

Зная эти предпочтения, родители смогут правильно устроить условия для развития ребенка:

  1. предоставить малышу больше своего внимания и времени для совместных игр;
  2. обустроить пространство в доме так, чтоб ребенок безопасно и свободно передвигался в его изучении;
  3. организовать отдельное место на полу для детских игр. Малыш оценит, если часть игрового пространства будет под «крышей», например, под столом;
  4. приобрести устойчивую детскую мебель в соответствии с ростом и возрастом малыша. Так ребенку будет удобно рисовать, смотреть картинки, играть с мелкими игрушками.

Из игрушек малыш оценит:

  • кубики и пирамидки, стаканчики разных форм – для строительства и разрушения башенок, нанизывания или вкладывания предметов один в другой;
  • сортеры с базовым набором несложных отверстий: окружность, квадрат, треугольник;
  • различные и безопасные емкости, в которые можно складывать более мелкие предметы;
  • большие игрушки для песочницы: формочки, грузовые машины, ведро с лопаткой;
  • каталки и машины, которые можно тянуть за веревочку или толкать;
  • большие мягкие игрушки и игрушечные предметы быта, на которых можно отрабатывать подражания взрослому: кормить, укладывать спать, жалеть;
  • игрушки для воды;
  • картонные книги с простыми рисунками;
  • игрушки, издающие мелодии и другие звуки;
  • игрушечный молоток и колышки, по которым надо ударять.

Интересы ребенка в 18 – 24 месяца

В полтора года активность ребенка еще больше усиливается. Он с удовольствием бегает и выполняет мелкие поручения по дому типа принести и отнести. Малыш прибегает, если его позвать, и старается залезть на все предметы, даже те, что повыше. Поэтому родителям необходимо проявлять бдительность и особенно следить за окнами и опасными предметами на столах.

Речевые навыки также улучшаются:

  • малыш использует простые предложения с постепенным их усложнением;
  • увеличивается перечень произносимых слов;
  • понимает и утверждает принадлежность предмета: «мое, «мама», «папа».

В общении со взрослыми и другими детьми ребенок рассматривает лицо и части тела, узнает их и может показать. Малыш наблюдает за старшими и всячески пытается подражать им в бытовых вопросах, общении и даже жестах.

Развлекаясь, ребенку в этом возрасте нравится:

  • слушать музыку и пританцовывать;
  • сортировать и раскладывать по кучкам предметы, класть их на место;
  • копать и размешивать сыпучие и жидкие вещества;
  • черкать на бумаге;
  • листать книжные страницы и показывать картинки;
  • завинчивать мелкие детали и отвинчивать их.

В этом возрасте ребенку для развития понравятся следующие игрушки и предметы:

  • усложненные сортеры с отверстиями 3 – 4 форм;
  • музыкальные игрушки с кнопками или клавишами;
  • сумка или рюкзачок, чтобы носить важные для малыша игрушки и предметы;
  • краски, большие мелки и бумага для рисования;
  • небьющиеся емкости с завинчивающимися крышками;
  • конструктор или пазл с большими деталями;
  • небольшие книги с картинками или простыми сказками;
  • набор сюжетных игрушек для ролевой игры;
  • постоянную любимую игрушку, которую можно везде брать с собой.

В таком возрасте с ребенком уже можно организовать полки для игрушек и учить его складывать каждую игрушку на свое место. Для него это будет как игра, которая перерастет в полезную привычку.

Знать, какую новую игрушку приобрести своему малышу, – важно не только для хорошего настроения ребенка, но и для его корректного и своевременного развития. Крупная и мелкая моторика, двигательная активность, речевое и слуховое развитие, социализация, творчество.

Каждой области гармоничного развития необходимо уделить внимание в любой возрастной группе так же, как и на втором году жизни малыша.