Когда вы организовываете игровую зону для ребенка раннего возраста с особенностями и нарушениями познавательного развития, вам нужно структурировать пространство.
Развитие детей с нарушениями познавательного развития имеет свои специфические особенности, которые можно заметить в различных областях: двигательной, социально-эмоциональной, речевой, когнитивной сферах, а также в особенностях развития игровой деятельности.
Основные причины, которые замедляют самостоятельное и поэтапное развитие игровой деятельности ребенка, это: низкий уровень познавательной активности, задержка моторного развития, трудности в овладении предметной деятельностью, задержка речевого и эмоционального развития.
У детей с нарушениями познавательного развития, как правило, замедленный темп психической активности, им сложно концентрироваться на определенном виде деятельности. Часто проявляется снижение или отсутствие интереса к игрушкам, нет любимых занятий, либо интерес очень избирателен.
Интерес детей с нарушениями познавательной сферы является кратковременным, поверхностным, и ребенок быстро бросает игрушку или занятие. Такие дети медленно усваивают новые игровые знания и умения.
Развитие игровой деятельности в раннем возрасте тесно переплетено с познавательными интересами. Родитель может не создавать специальных условий для развития ребенка, а следовать за его интересами, включать ребенка в повседневные дела, стимулируя его познавательное развитие и игровую деятельность.
Первоначально взрослый наблюдает за ребенком, его интересами, а затем, присоединяясь к деятельности ребенка, может ее постепенно усложнять, вводя новые игровые элементы или препятствия в игре, тем самым расширяя опыт и знания ребенка.
Например, маленький ребенок любит сбрасывать кольца с пирамидки, а взрослый может усложнить занятие, предложив забрасывать кольца в металлическую кастрюлю с грохотом, эмоционально озвучивая действия. Затем можно закрыть кастрюлю крышкой и предложить ребенку вместе найти спрятанные «сокровища».
Подобное взаимодействие способствует развитию мышления ребенка, умению решать конкретные задачи, экспериментировать с предметами.