Для начала нужно определиться: есть ли проблема? Если определились, что да, сложности с речью есть, тогда стоит начать со специалистов медицинского плана: педиатр, невролог, сурдолог, психиатр.
Потом обратиться к специалистам психолого-педагогического плана: психолог, логопед-дефектолог.
Начинать надо с общих вопросов: режим дня, правильное питание, здоров ли малыш. Потому что физическое здоровье – это база для хорошего самочувствия, хорошего эмоционального состояния, и отсюда – возможности для работы с речью.
Важно определиться, на что делать упор. Есть ли трудности с пониманием речи, с умением произносить слова, трудности с выстраиванием коммуникации и общения в целом, трудности в установлении контакта.
Всегда начинайте с улучшения контакта и взаимодействия ребенка и родителя. В этом случае есть возможность двигаться дальше к развитию понимания речи. Если ситуация с контактом хорошая, но есть трудности с пониманием речи, то прежде, чем ребенок научится говорить, важна работа над развитием понимания речи.
Если контакт в порядке и понимание речи в порядке, то основная работа должна быть сосредоточена на умении произносить звуки, повторять звуки и на работе с активной речью. Но прежде чем переходить к постановке звуков, необходимо сделать так, чтобы количество звуков было максимально большим.
Ребенок должен ориентироваться в ближайшем окружении, знать названия окружающих предметов, уметь называть их, одним словом, постепенно использовать их в предложении. Только когда ребенок может говорить и использует предложения из нескольких слов, можно работать над улучшением произношения.