Если ребенок не воспринимает речь, то он не выполняет ваши просьбы. И выглядит как человек, который очень занят своими делами и не обращает внимания на окружающих.
Это связано с тем, что слова, которые вы ему говорите, ребенок не различает. Ему их сложно понять, и поэтому он не исполняет действия, о которых вы просите.
Если у ребенка есть сложности с тем, чтобы произносить слова, то вы увидите, что ребенок достаточно хорошо понимает речь, у него нет трудностей в невербальной коммуникации. Он выполняет ваши просьбы, когда вы вместе читаете книжку, рассматриваете картинки или смотрите мультик.
Вы видите, что ребенок знает и понимает, что происходит вокруг. И он в этом ориентируется. Но как только ему необходимо высказать словами или выразить те мысли и эмоции, что у него есть, – он этого сделать не может, поскольку у него есть сложности с произносительной стороной речи. И это влияет на то, что возникает разрыв между тем, что ребенок думает, и тем, что он умеет говорить. Чем старше ребенок, тем разрыв больше.
Воспринимает ребенок все больше и больше, а сказать не может. Это вызывает негатив, нежелание общаться. Например, истерики, которые бывают, когда хочешь сказать, но не можешь.
Если у ребенка сенсорно-моторная алалия, то ему и трудно произнести, и трудно понять. В этом случае ребенок подстраивается под окружающих, только исходя из того, что он видит, чувствует и думает. Но поделиться этим он не может. Информация, которая у него есть, – его собственная, ему сложно ее сформулировать и выдать для общения.