Ранняя диагностика нарушений познавательной деятельности детей чрезвычайно сложна и в то же время крайне необходима.


В настоящее время доказано, что чем раньше начинается целенаправленная работа с ребенком, тем более полными и эффективными могут оказаться коррекция и компенсация нарушений. В некоторых случаях возможно и предупреждение вторичных отклонений развития.

Необходимость ранней диагностики определяется важнейшим свойством нервной системы ребенка — пластичностью, т. е. нервная система молодого организма гибко реагирует на воздействие извне.

На основании наблюдений за реакциями ребенка выявляются дети со сниженной потребностью в общении, которая иногда доходит до полного отказа от социальных контактов.

При обнаружении у ребенка поведения, отличающегося от большинства детей, (например, у ребенка постоянно плохое настроение), организуется более тщательное наблюдение за ним, привлекая для этого и других специалистов (психологов, медиков, дефектологов).